Wheely
Wheely
Столичный сервис премиум-такси Wheely обжаловал решение Мещанской межрайонной прокуратуры, которая 25 мая вынесла представление о признаках административного правонарушения со стороны компании. Об этом представители Wheely сообщили РБК.
В сервисе уточнили, что компания направила жалобу в прокуратуру Центрального административного округа (ЦАО) Москвы. В Wheely считают, что требования Мещанской прокуратуры и столичного департамента транспорта противоречат Конституции и федеральному законодательству, а также провоцируют сервис на административное правонарушение, связанное с передачей персональных данных.
Напомним, на днях прокуратура признала деятельность сервиса Wheely нарушающей требования законодательства и пригрозила приостановить работу компании, если Wheely не исполнит представление ведомства. Такое решение было принято по итогам рассмотрения жалобы столичных властей, а в Wheely сразу же пообещали его обжаловать.
Претензии к компании связаны с нежеланием Wheely передавать мэрии Москвы данные о местоположении своих автомобилей. Ранее из-за эпидемии коронавируса мэр Москвы Сергей Собянин приостановил в Москве работу сервисов заказных перевозок по договорам фрахтования (к ним формально относятся сервисы личных водителей, включая Wheely, и премиальные тарифы агрегаторов такси) с 13 апреля. 7 мая в его указе уточнялось, что перевозки по заказу могут осуществляться при условии предоставления сведений в Единую региональную навигационно-информационную систему Москвы (ЕРНИС). В департаменте транспорта тогда сообщили, что агрегаторы такси должны передавать в систему «треки по всем своим автомобилям и данные по водителям в режиме онлайн». Также в ведомстве заявили, что водители должны будут проверять наличие у пассажиров цифрового пропуска, а сами компании — еженедельно предоставлять в управление Роспотребнадзора по Москве и департамент транспорта данные о проведении санитарных мероприятий в рамках борьбы с коронавирусом.
В Wheely отмечали, что компания подключилась к системе проверки цифровых пропусков, но не намерена передавать данные о геолокации в ЕРНИС. Основатель Wheely Антон Чиркунов в обращении к клиентам компании сообщил, что сервис считает незаконным требование властей передавать данные о местоположении машин такси. Саму систему ЕРНИС Чиркунов назвал «режимом бога» для департамента транспорта, отметив, что она в реальном времени показывает местоположение машин всех городских служб, а с 2017 и машин служб такси (геолокация передается с телефонов водителей).
«Сейчас ни один закон Российской Федерации не устанавливает обязанность передавать геолокацию машин, занятых перевозкой пассажиров — тем более, в реальном времени. Эта обязанность закреплена только для регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам — то есть для автобусов. Без федерального закона нельзя ограничивать права водителей и пассажиров на неприкосновенность частной жизни и защиту персональных данных. Подобная норма не должна вводиться без предварительного обсуждения, участия профильной комиссии, голосования. И полномочия местных властей (города или региона) на это не распространяются», — написал Чиркунов, добавив, что передача данных о местоположении должна осуществляться с использованием шифрования, однако ЕРНИС шифрование не поддерживает.
«Цели сбора геолокации всех водителей неизвестны. Также неизвестно, как эта информация используется, и у кого есть к ней доступ. Прецедентов передачи такого количества данных нет — ни в других регионах России, ни в других мировых мегаполисах. Apple и Google запретили использование геолокации даже в приложениях для отслеживания контактов с больными коронавирусом — чтобы не передавать точное местоположение людей и защитить их приватность. Я хочу привлечь общественное внимание к этой ситуации, и хочу, чтобы наши клиенты понимали, что происходит и что стоит за нашими действиями. Мы уверены, что безопасности поездок можно достичь и без нарушения конфиденциальности», — подытожил Чиркунов.
Комментируя сообщения о решении прокуратуры, в Wheely отмечали, что мэрия так и не объяснила, как получение геолокации помогает в борьбе с коронавирусом. «Ведь и пассажиру, и водителю нужен пропуск, чтобы передвигаться по Москве. Данные пропуска выдаются по запросу граждан и содержат всю необходимую информацию», — напомнили в компании.